Любовь к музыке и умение ей радоваться закладываются не в музыкальной школе, а преимущественно дома, в семье и очень часто это происходит в игре, а не в учёбе.  Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать; потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т.д.

Все мамы могут прекрасно петь для своих детей. Но не все мамы поют. Некоторые стесняются это делать, т.к. считают, что у них нет голоса, что им «медведь на ухо наступил». Важно не то, как поёт мама (чисто или фальшиво), гораздо важнее для ребёнка сам родной мамин голос и настроение, с каким она исполняет песню.

Задача мамы – показать ребёнку, как это замечательно – уметь петь. Маме нужно «заразить» пением своего малыша.

Чтобы помочь ребёнку научиться петь, лучше всего петь вместе с ним. Конечно, это, во-первых, должны быть песни интересные в художественном отношении, а, во-вторых, доступные пониманию ребёнка и его голосу. Но доступные – не значит примитивные. Безусловно, подходит весь детский потешный и игровой фольклор. Это истинная музыка и удивительная поэзия. Приемлемы и авторские произведения Можно использовать современные детские песни таких авторов, как В.Шаинский, Е.Крылатов, Е.Зарицкая  и других, песни для взрослых преимущественно прошлых лет.

Наиболее активно творческая музыкальная деятельность ребёнка проявляется в пении. А поводом для неё может стать что угодно. Например, вы купили ребёнку игрушку, и он запел от радости. Прислушайтесь – слова и музыка собственного сочинения. Песня льётся легко и свободно. Это истинное творческое самовыражение, которое надо всячески поощрять.

Пение с детьми и для детей помогает решать многие задачи:

  • создавать у детей определённый эмоциональный настрой: приподнятый, радостный, или, напротив, спокойный, умиротворённый;
  • устанавливать контакт между детьми и взрослыми;
  • развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения;
  • углублять эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.

Очень важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям. С них начинается приобщение к звуковой картине мира, к внимательному вслушиванию в его звуковую палитру.   Большие возможности для развития творческих способностей детей имеются в занятиях танцами. Музыка тесно связана с движением. Она придаёт движениям определённый характер. Но и движения в свою очередь помогают лучше воспринимать музыку. Импровизация в танце лучше всего проявляется в играх. Вот примеры некоторых таких игр. Изобразите под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, клоунов и т.п.  Придумайте интересные танцевальные движения под русский перепляс, под вальс. Как станцевали бы эти танцы сказочные герои – лисичка, зайчик, медведь и др. В таких играх дети учатся владеть своим телом, двигаться под музыку, в них развиваются артистизм, творческие способности.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-либо спеть или ему не хочется танцевать. А если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение, а также ваша поддержка, уверенность, радость от совместных занятий. Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становиться. Помните, развивая музыкальные способности ребёнка, вы стимулируете развитие и всех других.

Составил муз. Руков.

Развлечение для детей 1 младшей группы

«СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ»

Дети под музыку проходят в зал, рассматривают его.

Ведущая: Ребята, посмотрите как у нас красиво в зале, а вот матрешки нарядились, весело пляшут . Наступила весна.

Весна шагает по дворам

В лучах тепла и света.

Сегодня праздник наших мам

И нам приятно это!

Послушайте, какое стихотворение расскажет нам … про маму.

Дети рассказывают стихи о маме:

1. В садике-садочке                          2.Мама, мама, мамочка,

Я маме помогаю.                              Я тебя люблю,

Я маме помогаю                               Я тебе весеннюю

Цветочки поливаю.                          Песенку спою.

Ведущая: Давайте споем песенку про маму « Кто нас крепко любит?»

ПЕСНЯ «КТО НАС КРЕПКО ЛЮБИТ?»

Ведущая: Молодцы, ребята, хорошо спели песню про маму, даже солнышко заулыбалось. Солнышко, солнышко, подари нам свои лучики, чтобы детям стало теплее (берет корзинку с лучиками). Вот спасибо, Солнышко, какие красивые лучики - желтые, красные, оранжевые.(Раздает детям лучики).

Посмотри, Солнышко, как ребята будут танцевать с лучиками.

ТАНЕЦ «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ». (сели на стульчики)

Ведущая (берет корзинку, показывает красную ленту):

Посмотрите красный луч

Он мелькает из-за туч.

Пустим мы его сейчас

И начнется перепляс.

Ведущая бросает ленту к двери. Входит Матрешка, танцует.

Матрешка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Поздравляю вас с праздником. Какие ребята все нарядные и я к празднику нарядилась (показывает свой сарафан). Посмотрите, какой у меня платочек, я сейчас всем ребятам платочки раздам и мы с ними потанцуем.

«ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКАМИ»

Матрешка хвалит детей.

Ведущая: Ребята, посмотрите, у меня в корзинке есть оранжевый лучик.

Приведет он вас, малышки,

К заиньке – трусишке.

Вед-я бросает ленту, где сидит Зайка. Матрешка и дети идут в том направлении.

Матрешка:  Зайка, зайка, выбегай-ка,

Вместе с нами поиграй-ка!

Зайка (выходит из-за елочки): Я-Зайка-побегайка, а вы кто?

Матрешка: А это, Зайка, ребята. Сегодня праздник мам и бабушек. Ты не забыл поздравить их с праздником?

Зайка: Нет, не забыл. Я поздравил свою мамочку и бабушку.

Жалко, что вы не зайки, я бы с вами поиграл. .

Матрешка:    Не грусти, Зайка, сейчас наши ребята превратятся в зайчиков.

Покружись, покружись,

И в зайчишку превратись!

ИГРА «ЗАЙКИ НА ПОЛЯНКЕ». муз. Петровой.

Зайка: Очень весело играли, но мне пора. До свиданья, детвора! (Зайка убегает

Вед-ая: А мы снова превратимся в ребят. (Сели на стульчики).

Покружись и т.д. А у меня в корзинке еще есть лучик.

Этот лучик непростой,

Посмотрите, желтый он.

Мы за лучиком пойдем

По тропе лесным путем.

Вед-ая бросает ленту к сугробу, где спит медведь-игрушка.

Матрешка: Посмотрите, дети, мишка спит. Надо ему сказать, что весна пришла. Мишка, мишка, поднимайся,

Косолапый, просыпайся.

Уж на двор весна пришла

Да веселье принесла.

Вед-ая: Не хочет вставать! Надо с ним поиграть!

ИГРА «РАЗБУДИМ МИШКУ».

Дети медленно подходят к мишке: «Тихо, дети вы идите,

Мишеньку не разбудите.»

Дети подходят к мишке и говорят : «Мишка, мишенька вставай

И скорей нас догоняй!»

Мишка догоняет детей.

Ведущая: Мишка, не сердись, что никого не поймал. Наши дети ловкие и быстрые. Посмотри, как они умеют танцевать «Гопачок».

ТАНЕЦ «ГОПАЧОК»

Матрешка: Молодцы, ребята. Вот какое солнышко хорошее, веселые лучики нам подарило. Хорошо повеселились?  И мне у вас очень понравилось, и за это вам, я подарочек отдам.

Матрешка угощает детей, уходит.

Домашние музыкальные занятия

Любовь к музыке и умение ей радоваться закладываются не в музыкальной школе, а преимущественно дома, в семье и очень часто это происходит в игре, а не в учёбе. Превратите свои домашние занятия музыкой в игру, радость от встречи с ней. Конечно, всегда есть вероятность того, что истинный талант сумеет проявить себя и в самой равнодушной к музыке семье. И наоборот, ребёнок может не проявлять никакого интереса к искусству, несмотря на все старания родителей. Однако время, проведённое с ребёнком в совместных домашних музыкальных занятиях, имеет самостоятельную ценность, потому что оно будет счастливым и даст членам семьи ещё одну возможность почувствовать любовь друг к другу.

Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать; пестушки, потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т.д.

Все мамы могут прекрасно петь для своих детей. Но не все мамы поют. Некоторые стесняются это делать, т.к. считают, что у них нет голоса, что им «медведь на ухо наступил». Но как считает С.Лупан, автор книги «Поверь в своё дитя», важно не то, как поёт мама (чисто или фальшиво), гораздо важнее для ребёнка сам родной мамин голос и настроение, с каким она исполняет песню. Задача мамы – показать ребёнку, как это замечательно – уметь петь. Маме нужно «заразить» пением своего малыша. Конечно, ребёнок должен слышать и чистое, правильное пение, например, в записи. А маме можно пояснить, что она не всегда поёт правильно, но зато она так любит музыку, пение.

Чтобы помочь ребёнку научиться петь, лучше всего петь вместе с ним. Конечно, это, во-первых, должны быть песни интересные в художественном отношении, а, во-вторых, доступные пониманию ребёнка и его голосу. Но доступные – не значит примитивные. Безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Это истинная музыка и удивительная поэзия. Приемлемы и авторские произведения при условии, что они имеют подлинную художественную ценность. Это очень важный момент. К сожалению, в имеющемся на сегодняшний день музыкальном репертуаре не так уж много произведений, которые отвечают этому требованию. Можно использовать классическую музыку, современные детские песни таких авторов, как В.Шаинский, Е.Крылатов, Е.Зарицкая, Е.Поплянова и других, песни для взрослых преимущественно прошлых лет.

Хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. Исполняя песни в семейном хоре, старайтесь не заглушить голос малыша.

Пение с детьми и для детей помогает решать многие задачи:

  • создавать у детей определённый эмоциональный настрой: приподнятый, радостный, или, напротив, спокойный, умиротворённый;
  • устанавливать контакт между детьми и взрослыми;
  • развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения;
  • углублять эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.

Очень важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям. С них начинается приобщение к звуковой картине мира, к внимательному вслушиванию в его звуковую палитру.

Задачу формирования у ребёнка эстетического вкуса и приобщения к мировой музыкальной культуре решает слушание музыки. Прежде чем включить магнитофон или плеер с музыкой, которую вы хотите предложить ребёнку, вам стоит:

- прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать из них те, которые нравятся вам, и трогают лично вас. Помните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребёнка к звучащему;

- по возможности прочитать о композиторе, чтобы ваше собственное отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его произведениям было осознанным;

- постараться избавиться от привычки обсуждать и объяснять детям, какое содержание несёт та или иная музыка и «о чём хотел сказать композитор» в данном произведении; пусть просто слушают музыку.

Слушать музыку желательно каждый день, но не более чем 5 минут для младших дошкольников, 10 минут – для старших.

Хорошо, если в вашей домашней библиотеке появятся книги о музыке и музыкантах, которые можно рассматривать и читать вместе с детьми.

Вы можете организовать со своими детьми игры со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр нужны будут детские музыкальные игрушки и инструменты: колокольчики разных размеров, бубны, барабаны, погремушки, музыкальные молоточки, металлофон, треугольник, дудочки и свистульки. Эти игрушки и инструменты можно купить.    Купив игрушку или инструмент, обязательно хорошо ознакомьтесь с ним: как он устроен, что он «умеет».

Хорошо, если у вас дома появятся и различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и т.п. предметы, каждый из которых имеет свой «голос»:

- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, песком, скрепками, пуговицами;

- шуршащие метёлки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц пластмассовых и металлических, бусин, косточек, колокольчиков;

- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, обёрточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие палочки из дерева разных пород;

- сосуды с разным количеством воды;

- перевёрнутые детские формочки, кастрюли, вёдра, по которым можно ударять;

- нитки и резинки, натянутые по принципу струны так, чтобы ребёнок сам мог менять силу их натяжения;

- свистки и дудочки из глины и дерева.

Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с другой стороны. Знакомить со звучащими игрушками нужно постепенно, а не сразу со всеми. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.

Попробуйте вместе с детьми послушать звуки разного тембра. Договоритесь, кто будет начинать, обсуждайте поочерёдно, что вы услышали. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку, например: звонкий, светлый, мягкий, резкий, глухой, тёмный. Обратите внимание на то, какая игрушка больше всего понравилась вашему ребёнку, а потом спросите, почему она понравилась ему. По ответу можно судить, какие звуки его привлекают.

Поиграйте в игру «Лесное эхо». В этой игре ребёнок научится производить звук, определённый по силе. Сначала помогите ему вспомнить, что такое эхо, как оно отвечает на ваши громкие звуки. Возьмите игрушки и начинайте игру. Кто вступает первым, у того игрушка должна звучать громко, у того, кто отвечает, - тихо: ведь это эхо отвечает. Затем можно обменяться ролями и игрушками.

А можно устроить и такие игры: «Музыка звёзд», «Гроза», «Ветерок и ветер». Пусть сначала дети представят соответствующую картину. Как изобразить её звуками? С помощью каких инструментов или игрушек? Пусть дети внимательно вслушаются в окраску звуков, поищут, поэкспериментируют. Пусть взрослые начинают, а дети продолжают.

Экспериментирование со звуками стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков; расширяет способность к различению звучания разных инструментов и предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности; развивает мелкую моторику кистей рук; формирует чувство ритма.

Всегда нужно помнить, что без творчества невозможно полноценное развитие личности ребёнка. В формировании творческих способностей большое значение имеет музицирование: импровизация в песне и танце, подбор аккомпанемента (сопровождения), сочинение музыки. И здесь родители во многом могут помочь детям.

Наиболее активно творческая музыкальная деятельность ребёнка проявляется в пении. А поводом для неё может стать что угодно. Например, вы купили ребёнку игрушку, и он запел от радости. Прислушайтесь – слова и музыка собственного сочинения. Песня льётся легко и свободно. Это истинное творческое самовыражение, которое надо всячески поощрять.

Как стимулировать детское песенное творчество? Дети любят выполнять задания. Предложите им сочинить музыку к небольшому стихотворению или придумать слова к несложной мелодии песенного характера. Кроме того, ребёнок с удовольствием примет участие в разговоре, где нужно не говорить, а петь, самому придумывая мелодию. Например: «Что ты делаешь?» - «Играю». – «Как?» - «В мяч». В дальнейшем такие разговоры приобретают всё более развёрнутый характер.

Большие возможности для развития творческих способностей детей имеются в занятиях танцами. Музыка тесно связана с движением. Она придаёт движениям определённый характер. Но и движения в свою очередь помогают лучше воспринимать музыку. Импровизация в танце лучше всего проявляется в играх. Вот примеры некоторых таких игр. Изобразите под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, клоунов и т.п.  Придумайте интересные танцевальные движения под русский перепляс, под вальс. Как станцевали бы эти танцы сказочные герои – лисичка, зайчик, медведь и др. В таких играх дети учатся владеть своим телом, двигаться под музыку, в них развиваются артистизм, творческие способности.

Хорошо стимулирует детское творчество подбор аккомпанемента (сопровождения). Сначала это может быть ритмический аккомпанемент. Например, ребёнок поёт и сопровождает пение, ударяя в ладоши. Можно попросить ребёнка подобрать инструменты по тембру для сопровождения того или иного куплета, строки песни (по смыслу, по настроению).

Важный метод стимулирования детского сочинительства – личный пример взрослых. Вы начинаете импровизацию и просите детей продолжить. Подобные методы использовал Л.Толстой в яснополянской школе, развивая у учеников творческие навыки.

Побуждает к творчеству и использование других видов искусства, например, живописи. Покажите детям репродукцию картины и попросите рассказать, какое настроение она вызывает. Предложите сочинить музыку, которая бы соответствовала этому настроению. Используйте при этом один или несколько музыкальных инструментов, игрушек. И наоборот, попросите нарисовать картину, слушая ту или иную музыку.

Важная форма музицирования – семейные концерты. Дети не очень-то любят быть солистами. Куда приятнее выступать в ансамбле с мамой, папой или бабушкой. У таких концертов большие возможности: аккомпанемент песни, сопровождение танца, совместное пение, семейный шумовой оркестр.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-либо спеть или ему не хочется танцевать. А если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение, а также ваша поддержка, уверенность, радость от совместных занятий. Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становиться. Помните, развивая музыкальные способности ребёнка, вы стимулируете развитие и всех других.

© 2016, Детский сад № 27 г Ангарск